Воспитательная деятельность – это одна из ключевых компонент педагогического процесса, охватывающая все составляющие образовательной системы. Воспитательная компонента в деятельности любого образовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности». В настоящее время благодаря государственной политике в образовании наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческие ресурсы социально-экономического развития страны. Приоритетной задачей Российской Федерации в воспитании детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. За последние годы в образовательных организациях муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан особые усилия сосредоточены на разработке и реализации системы гражданского, патриотического, физического, духовно-нравственного, эстетического, трудового, экологического воспитания, на антинаркотической профилактике, на преодолении проявлений асоциального поведения обучающихся и молодежи, защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность.
В деятельности образовательных организаций района выявлены следующие позитивные тенденции:
- получает дальнейшее развитие система защиты прав детей;
- осознание необходимости преемственности ценностей и целей воспитания в процессе обучения по всем предметам и областям знаний;
- развивается воспитательная компонента урока;
- признана потребность повышения статуса педагога-воспитателя, классного руководителя, педагога дополнительного образования.
Однако на проявление некоторых позитивных тенденций в решении задач воспитания влияют общие современные социальные проблемы, которые нельзя оставлять без внимания, так как они затрудняют развитие воспитательного процесса:
- потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития и отсутствие действенных механизмов решения этой задачи;
- становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых относительно среды взросления подрастающего поколения;
- необходимость интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер региона и отсутствие необходимых условий для их взаимодействия в решении практических проблем;
- потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания.
1. Цели
Цель: наличие и функционирование муниципальной системы воспитания и социализации обучающихся.
Задачи:
1. Формирование способности к духовно-нравственному развитию, чувству причастности к историко-культурной общности российского народа.
2. Формирование осознанного отношения к Отечеству, малой родине, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли республики в судьбе России.
3. Обеспечение участия педагогов на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовке по направлениям воспитания и социализации обучающихся.
4. Формирование и развитие ответственности и самостоятельности, добросовестного отношения к учебной, трудовой и будущей профессиональной деятельности.
5. Обеспечение формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
6. Развитие системы поддержки и реализации социальных инициатив (волонтерства) обучающихся.
7. Создание условий для адаптации и социализации детей мигрантов в условиях образовательной организации.
8. Вовлечение обучающихся в активную научную деятельность.
9. Формирование у обучающихся навыков и умений позитивного и полезного взаимодействия с информационной средой и обеспечение психологической защищённости от всех видов насилия.
10. Создание условий для укрепления физического и психологического здоровья обучающихся в каникулярное время.
11. Вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в реализацию системы воспитания и социализации обучающихся с целью повышения их педагогической культуры.
Муниципальная программа (комплекс мер) по совершенствованию показателя оценки механизмов управления качеством образовательной деятельности в МР Давлекановский район РБ «Система организации воспитания и социализации обучающихся»